Пока нет точных ответов на вопросы, какие знания и профессии развивает сегодня педагогическая наука в условиях цифровой экономики. В этой связи есть повод поговорить о проблеме и представить некоторые педагогические явления и процессы, происходящие в обществе. Пусть они послужат, в том числе, научным сообществам пищей для обсуждения  того, как развивать и совершенствовать педагогику.

Современный мир невозможно представить без Интернета и цифровых технологий, экономика стала цифровой. Вслед за этим возникают большое число людей, признающих необходимость обладать цифровыми компетенциями. Однако в настоящий период по-прежнему не хватает подготовленных педагогических кадров и полноценно разработанных программ дополнительного образования, направленных на формирование цифровых компетенций. Это тот дефицит, который требует своего срочного пополнения.

Кроме того, имеется еще ряд возникающих вопросов. Например, люди, осваивая цифровые технологии, не остаются довольными имеющимися условиями труда, при этом  каждый понимает,  что если продолжит трудиться без необходимых знаний по цифровизации, то не будет соответствовать запросам  работодателя, люди даже вынуждены переезжать в другие города, если смогли в режиме дистанционного или онлайн-обучения повысить свою квалификацию, потому что  не находят необходимую цифровую среду для себя на прежней локации.

Остается и нерешенной проблема неэффективного взаимодействия с властью. Например, студенты могут на хакатоне разработать кейс по созданию мобильного приложения, на рабочей группе общественники – определить запрос населения на подобное приложение, а власть иногда не находит правовых обоснований для запуска подобного проекта.

Все это делает актуальным вопрос новых знаний.

Новые знания понимаются нами в первую очередь как знания, связанные с цифровыми технологиями и цифровой экономикой, отвечающие нам на вопрос «Как мы должны учиться в цифровую эпоху? Каким должен быть учебный процесс? Какими компетенциями мы должны обладать? Кто должен учить «цифре»? Новые знания определяют и появление новых профессий.

Цифровые знания, цифровые продукты, которые разрабатываются, перечень новых цифровых ролей, стандартов для них – все это следствия новых знаний, возникающих, кстати, в современном мире отчасти стихийно.

В свою очередь, образование, если оно цифровое, строится на принципах того, что учатся все, учатся всему, учатся всю жизнь, дети учат взрослых. Взрослые получают новые знания добровольно и самостоятельно ради определенной цели, учеба у них имеет вспомогательный характер.  Перечисленное связано, безусловно, с андрогогикой и хьютагогикой  (Стюарт Хоссе).

Исходя из последних, есть основания новые знания рассмотреть как  знания о том:

1) как взрослый может учиться самостоятельно в условиях цифровой экономики. Информации много, личности становится  важнее не столько овладеть ею (чтобы порою положить «в стол»), сколько знать, какими методами добываются знания, как их обрабатывать, классифицировать и усваивать в условиях непрерывной трансляции на человека потока информации;

2) как педагогу  в учебном процессе мотивировать ученика;

3) как показать ученику цель;

4) как поддержать ученика после обучения, чтобы не заканчивалась образовательная траектория.

Такое понимание новых знаний создает почву для субъектного обучения, при котором человек погружается в центр цифровой среды. А его цифровое  образование может идти  в течение всей жизни, отзываясь на появление новой реальности в постоянно трансформируемом мире.

Обучение «цифре» также характеризуется самонаправленным и самоизбранным действием. Если точнее – личность осознает практическую значимость выбранного знания, и если традиционно человек мог изучать предмет, чтобы стать эрудированным специалистом, то в цифровую экономику уже необходимо быстрое апробирование усвоенных знаний по причине их высокоскоростного устаревания. Например, знания о художнике могут сегодня легко переходить в новый продукт – допустим, в 3d-модель лица известной личности, которая станет претендовать на символ города и пр. Преломление через практику позволяет человеку в цифровом обучении быстрее почувствовать себя творцом, а значит – субъектом образовательного процесса. Это существенно отличает цифровое обучение от традиционного, в котором самостоятельность ограничена, тем более в применении цифровых технологий.

Если педагогические традиции будут  дополнены новаторскими достижениями андрогогики и хьютагогики, то современные проблемы общества, связанные с подготовкой к цифровой экономике, ученые вполне скоро смогут решить. При этом параллельно должна открыться дорога новым педагогическим профессиям, которые наиболее ярко проявляются в онлайн-образовании и дистанционном обучении. Среди них:

Менеджер проекта, продюсер онлайн-образования  – человек, знающий зачем ему образовательный проект, он ведет команду к цели, знает, как работают цифровые платформы. В университетах людей такой профессии в настоящий период нет. Так как официально для высшей школы они не установлены. Мы считаем, что представители новой профессии могли бы выполнять также функции руководителей цифровой трансформации вуза, школы.  

Онлайн-методист как новая профессия. Его деятельность связывают с так называемым педагогическим дизайном, направленным на создание специальных программ, реализуемых в  цифровой  среде обучения, в которой  ученик развивается как субъект.

Автор курса или  эксперт, может выступать необязательно как ученый, но представлять собою личность, обладающую успешным опытом применения знаний. Кроме того, у него должны быть  умения разрабатывать курс таким образом, чтобы ученик не терял интерес к материалу. Соответственно, на первое место выходят методы артистичного представления образовательного контента, умение работать с медиатехнологиями, знание основ актерского мастерства, сценарного искусства.

Никогда не было видеооператоров, монтажеров и графических дизайнеров в учебном процессе традиционной педагогики. Однако теперь этим профессиям определена ведущая позиция при создании контента для онлайн-курса – основного элемента дополнительного образования и подготовки кадров к цифровой экономике.

Актеры, играющие роли в обучающих видеосюжетах онлайн-курса становятся частью эмоционального контента. Они наполняют обучение экспрессией, визуализируют материал, что эффективно способствует его запоминанию.   

Особая функция в обучении принадлежит тьюторам, тьютор – это лицо, обеспечивающее слушателю успешную образовательную траекторию путем сопровождающих мероприятий и поддержки. Тьютор в непрерывном образовании может быть рядом с учеником на протяжении всей его жизни.

Обозначенные выше  новые знания и новые  профессии в педагогике делают учебный процесс более индивидуальным, ориентированным на личность, и менее регламентированным и предсказуемым, что несомненно при использовании цифровых технологий должно послужить более качественному развитию обучения и привести к достижению высоких результатов при подготовке кадров для работы в условиях цифровой экономики.

от Admin

По вопросам рекламы

 

×