Ю. Русаков Искусственный интеллект для оптимизации образования

На протяжении всей истории становления и существования Искусственного Интеллекта человек воспринимал его как что-то себе подобное. Иногда вплоть до отождествлоения себя с Богом, Однако в реальности ИИ сегодня – это то, что мы не можем игнорировать, но и не можем воспринимать подобно себе. Механизация позволила человеку не делать слишком опасную или слишком рутинную работу. Далее оказалось, что некоторые виды деятельности у машины выходят даже лучше, чем у человека. Именно этот аспект деятельности ИИ  интересует нас.

В предлагаемом исследовании мы обращаемся к необходимости минимизировать человеческий фактор. То, что приводит к огромному числу катостроф и несчастных случаев. Смелые идеологи футуризма скажут: действительно необходима полная машинизация некоторых ниш деятельности. Однако будем помнить о том, что это не может произойти мгновенно, а по мнению скептиков, может и вообще не произойти. Также отметим, что невозможно из еще 50 лет назад существовавшей техники и соответствующей ее уровню квалификации работников перепрыгнуть в век сегодняшний. Речь идет о необходимости  перехода от одного к другому. Примером такого может служить подмена отдельных функций, которые раньше выполнял человек, машинами.

Теперь посмотрим на эту ситуацию под несколько смещенным фокусом. Одно дело подменить сборщика конвейра, совершенно другое – учителя или инженера. До сих пор ведутся споры,  возможно ли заменить те или иные профессии в принципе. И сколько бы скептики и реакционисты не говорили о невозможности подобного, все больше подтверждений находит противоположная точка зрения, а именно: постепенное вымирание «человеческих» профессий – это только вопрос времени. Илон Маск, сказавший, что «история терминатора», то есть машины, осознавшей самое себя и решившей уничтожить людей как эволюционно слабое звено, вероятно, имел в виду именно этот тренд современности.

Все это слишком нереально как раз таки в силу своей фантастичности. Реальная проблема сегодня у   общества – это неспособность многих успевать за техническим прогрессом. Неготовность оценить будущие перспективы профессиональной карьеры или их отсутствие. Господство огромного количества суеверий, таких как «высшее образование необходимо каждому». Образование сегодня живет вчера, в то время как уже настало завтра. Система готовит выпускников для вчерашней реальности. Она попросту не обладает информацией относительно того, что действительно необходимо на рынке, какой именно специалист будет востребован через 4 или 6 лет обучения студента в ВУЗе. Эта проблема требует поистине фундаментального решения.

Для того чтобы оптимизировать сегодняшнее положение вещей, предлагается проведение профориентационного тестирования как минимум на двух этапах школьного обучения.  Это может быть превращено в отдельный предмет – «профориентация». Подобный проект действительно помог бы многим (как родителям, так и самим детям) решить насущные проблемы выбора профессии, а в конце концов и максимизировать эффективность в профессии выбранной.

Сегодня существует немало тестов, которые так или иначе проверяют испытуемых на соответствие тем или иным нормативам, но они нацелены на какую-либо основную задачу и только. Также существует ряд других  проблем:

  • неквалифицированное тестирование, использующее, например, статистику под видом тестологии.
  • разрозненная структура тестов при различных организациях, нацеленная в основном на решения конкретных вопросов в рамках одного определенного направления.
  • отсутствие в школах дисциплин, непосредственно обучающих детей восприятию и пониманию различных сфер деятельности.
  • устаревшая школьная структура интерпретации профессий и соответствующих когнитивных карт каждой из них свойственных. Думаем по-разному.
  • блеклость и скучность существующих программ тестирования для современных школьников и не только.

Исследование, проводимое нами сегодня – это попытка переосмыслить само назначение тестирования. Чтобы это был не просто тест для поступления в вуз, но повышение грамотности здачи тестов. Еще точнее – повышение профориентационной граммотности.

 

Описание эксперимента:

Решено было провести тестирование школьников на базе уже существующего валидного вербального теста. Варианты ответов этого теста при участии студентов первого курса (сходных по возрасту и мышлению с потенциальными испытуемыми) были переведены в визуальный контент.

10 студентов, разбитые на четыре группы произвели отбор фотографий из фотобанка.

Общие характеристики групп:

  1. Компания из 3 девочек, весьма эрудированных, серьезных и системных. Закончили раньше всех.
  2. Группа из трех девочек, которые боялись ошибиться, не были уверены ни в себе ни в своих ответах, делали задание дольше всех.
  3. Две девочки творческого мышления, очень спокойно и неторопливо, при этом не без старания выполняли задание.
  4. Два мальчика, максимально доминирующие в женском коллективе, – помогали в работе на компьютерах (войти в аккаунт и т.п.), закончили, однако, вторые. Проявляли себя очень ответственно и больше всех интересовались сутью задания.

Все студенты первого курса факультета международных отношений РГУ им. Есенина. Возраст 17-18 лет.

На выходе отобранные фотографии получили на вторичный отбор психологи. После незначительных корректировок и выполнения технической работы тест был отправлен в школы.

Тестирование проходило 21 и 28 февраля в 10 школах Рязанской области и Рязани. Первое тестирование 21 числа подразумевала прохождение 5 школами вербального тестирования и 5 школами визуального. 28 февраля те же школы прошли соответственно визуальное и вербальное тестирование.

Таким образом, недельная пауза минимизировала риски запоминания и без того перепутанных вопросов теста. Оба теста проводились синхронно и (исходя из отбора ровесниками испытуемых), тем самым предоставили данные, полученные из соответствующих друг другу визуального и вербального контентов.

Данное исследование, по нашему мнению, выступает важным шагом на пути к минимизации риска человеческого фактора, а также сокращения расходов на невостребованное образование. Самоосознание индивидуума при выборе профессии будет заменено на аналитику машин, которые непосредственно выдадут ответ склонностям индивидуума, его предрасположенностям к тому или иному виду деятельности.

Следующим шагом эксперимента будет машинизация данного тестирования. Дело в том, что картинка  зачастую может дать ему больше впечатлений, чем его собственное воображение. Чем полнее будет подобная картина – тем более точный ответ будет получен на выходе. Потому здесь речь пойдет о виртуальной реальности, а вернее, тех возможностях, которые она предоставляет в рамках профориентационного тестирования. Если испытуемый увидит не просто картинку работы в офисе, но также сможет смоделировать параметры этого офиса, а также отреагирует так или иначе на отдельные моменты (например чистота на кухне), грамотный психолог определит верно будущее место работы ученика.  Этот психолог может быть заменен машинной системой, которая самостоятельно станет распределять «заказы» на те или иные профессии. Сегодня роль психолога уже выполняет шлем виртуальной реальности, который при своей мобильности (можно доставить в любую школу) и увлекательности (что весьма важно для школьной аудитории) собирает и обрабатывает данные сотен учащихся по всей стране.

Что же касается человеческого фактора, то вот несколько примеров, кто определяет профессию будущего специалиста:

  1. Преемственность внутри семьи.
  • Авторитетный родственник
  1. Локальный приоритет определенного вида деятельности.
  • Экономика региона
  1. Мнение авторитета.
  • Значимая фигура для индивидуума
  1. Случай.
  • Случайное стечение обстоятельств
  1. Личный выбор.
  • Волевое решение исходящее из минимума информации и понимания структуры профессий в принципе

Ни один из этих примеров не ведет к объективной оценке ситуации даже в рамках жизни отдельного индивидуума, не говоря уже об экономике всей страны.

Профориентационное тестирование в свою очередь позволит выявить склонности человека на самой ранней стадии и не позволит ему сожалеть о выбранной профессии, что в свою очередь позволит увеличить эффективность его деятельности, свести к минимуму опасную халатность и апатию. Минимизировать, если не совсем упразднить, случаи принудительного выбора профессии и последующих за этим  сложностей для жизни человека.

Юрий Русаков, Центр тестирования и развития, МГУ

Ю. Русаков Искусственный интеллект для оптимизации образования: 7 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

По вопросам рекламы

 

×