Олеся Липина: “Прокопий Ляпунов – русский патриот, защитник православной веры, рязанский герой”

 

 

«В наглое царство лжи, всеобщего разврата народа и государственной измены высшего руководства страны, во всеобщем унынии и бессилии Смутного времени, пришёл бесстрашный воин и вождь — «Христов воевода» Прокопий Ляпунов и поднял с колен истерзанную Россию.

Враги России не дали ему завершить начатого дела, но его мученическая гибель  и бесценный опыт по объединению людей разных сословий под православным знаменем   в национально-освободительное движение послужили примером и руководством к действию по созданию Второго Нижегородского ополчения, которое 28 октября (7 ноября) 1612 года очистило Москву от поляков», – такие строки посвятил рязанскому герою писатель Владимир Семин.

После смерти Лжедмитрия  казаки  и все остальные, кто шел за ним начали поиск новых ориентиров. Представления об открывающихся  горизонтах может дать первая крестоцеловальная запись, по ней присягали в Нижнем Новгороде те, кто записывался   в ополчение при его создании в январе 1611 г. В ней единомышленники обязывались «стояти за один»  за православную веру, за Московское государство, против  польского короля   Сигизмунда III  и его русских сторонников. Рязанцы придерживались такой же позиции, вскоре  центр освободительной борьбы освободительной борьбы переместился в рязанские земли.

В Рязанском крае началось движение по созданию ополчения. Произошло это не без поддержки церкви, патриарх Гермоген переписывался с рязанским архиепископом Феодоритом. Параллельно рязанский воевода и думный дворянин Прокопий Ляпунов остановил поставку   в Москву продовольствия. Собранные доходы также остались в его распоряжении. Предпринятые меры напугали московских бояр, и  написали на Ляпунова жалобу  королю Сигизмунду III, стоявшему под  Смоленском. Они также попытались оказать влияние   на патриарха Гермогена, чтобы он становил рязанца, но не добились своей цели. Тогда патриарха заключили в Чудов монастырь в Кремле, где он умер от голода.

А. Гонсевский, возглавлявший воинский гарнизон поляков в Москве после отъезда  в Польшу                            С. Жолкевского, послал в отместку  отряды украинских казаков разорять рязанские земли. Войска напали на город  Пронск, однако Прокопий Ляпунов освободил его. Выручать рязанца пришел  зарайский воевода Дмитрий Иванович Пожарский, который, собрав городское ополчение, присоединился к нему дружинников из Рязани, подошел и снял осаду. Затем Пожарский и Ляпунов поехали в Рязань, где продолжили  формировать войска.

Рязань в стремлении создать ополчение  поддержали  такие города, как Калуга,  Тула,  Ярославль,  Михайлов, Нижний Новгород,  Владимир,  Муром,  Вологда. В течение февраля создавались силы, готовые идти к Москве и изгонять из нее оккупантов.

Значительная роль в противостоянии полякам принадлежала  земщине. Именно она стала центром призыва «стояти заодно» и материально обеспечила военных, выступивших против интервентов.

В марте 1611г. ополчение, возглавляемое Ляпуновым, Трубецким и Заруцким, двинулось к Москве. По плану  восстание нужно было поднять только после того, как  войска подойдут                 к столице. Но наступление началось в Москве раньше времени, 19 марта, до подхода основных сил ополчения. Если бы восставшие  дождались подхода основных сил ополчения, тогда  бы военное действие, без сомнения, стало успешным. Но москвичи поспешили, сил для нанесения поражения интервентам не хватило. Польско-литовский гарнизон поджег Москву и, прикрываясь огнем как щитом, вытеснил восставших, после чего укрылся  в Кремле за каменными стенами.

С 1 апреля началась изнуряющая осада. Войска земства сошлись   под Москвой весной 1611 г. и получили в историографии название «первое ополчение». В рядах  первого ополчения наблюдалось социальное неравенство, отсутствовало прочное единство, которое было крайне необходимого для успеха операции с поляками. Ученые говорят о наличии двойного раскола как между  дворянами и казаками, так между земцами и  бывшими «тушинцами». Вместе группы стремились только  освободить Москву от засевших там поляков и русских «воров-изменщиков».  Для этого 7 апреля 1611 г. после занятия Белого города был создан  своего рода новый государственный аппарат – «Совет всей земли», он представлял из себя центр освободительного движения, высший орган власти.   Намеревалось сделать из него после победы над поляками  центральное правительство. В «Совет» вошли  «начальники» земской рати – П. П. Ляпунов, князь Д. Т. Трубецкой, атаман И. М. Заруцкий. Представители  Боярской думы  и высшего духовенство в нем отсутствовали.

Кроме того, 30 июня был принят  особый документ – «Приговор», отвечающий интересам дворянства. Его создание авторы связали с необходимостью предотвратить захват поместий ополченцами.   А этим в рядах ополчения грешили  те, чьи земли  были разорены в годы Смуты      и кто надеялся компенсировать свои потери за время службы в ополчении. Особенно увлекались соблазном легкого обогащения казаки. Поэтому в «Приговор» записали прямой запрет казакам заниматься насилием, грабежами  и убийствами. Ослушникам полагалось «наказание и смертная казнь». Казачьего старшину заставили согласиться и пообещать, что пойманный на воровстве  будут «казнить смертью; а будет не поймают и тех воров побивать ».

Особое недовольство среди казаков  вызывал Прокопий Ляпунов. Считалось, что он обладает безмерной гордостью, ведь глава ополчения пышно титуловал себя «приобщитель преже бывших преславных царей преименитого Московского государства, неотклонной их царского величества думной дворянин и воевода Прокопий Ляпунов».

5 июля ополченцы вновь штурмовали Москву и захватили Новодевичий монастырь вместе с подмосковным посадом. Кремль и Китай-город пока оставались у поляков.  Началась длительная осада. Войска с передовыми отрядами пробивались к стенам Кремля и к Китай – городу, к Лубяной слободе (теперь район Лубянской площади), в этих сражениях  Пожарский  был ранен и вынесен с поля боя. Поляки удержали  Кремль и Китай-город. Зато подавляющая часть города, вернее его пепелище, было занято ополчением.

Воспользовавшись сложившимися обстоятельствами, казаки занялись воровством                                                    и мародерством. Прокопию  Ляпунову такое поведение в рядах войск не понравилось, и он  стал добиваться выполнения договора о запрете  на бесчинство. В результате было принято решение казнить  группу  казаков из 28 человек за мародерство. Матвей Плещеев выполнил договор, следовать которому обещали и казаки. Наказания  вызвали взрыв возмущения среди казаков. Ляпунов из опасения за свою жизнь хотел уехать в Рязань, но передумал после уговоров друзей, которые убедили его  вернуться и прибыть в казацкий Круг, состоявшийся 22 июля 1611 г., после чего рязанскому воеводе была предъявлена грамота, написанная якобы им, а в действительности начальником польско-литовского гарнизона в Москве гетманом Гонсевским.  Документ якобы представлял из себя распоряжение Ляпунова, в котором было написано, « мол, где ни случится какой-нибудь донской казак всякого следует и топить. А как да даст Господь Бог московскому государству успокоение, он (Ляпунов) этот злой народ (казаков) якобы весь истребит». Казаки выслушать слова Ляпунова  о том, что грамота подделка, отказались и зарубили его саблями вместе с пытавшимся заступиться за него Иваном Ржевским. Оба Ляпунов и Ржевский – позднее- были похоронены в Троице-Сергиевом монастыре.

Убийство П. Ляпунова на казачьем кругу. Гравюра XIX век.

После убийства Ляпунова часть дворян из подмосковного лагеря уехала. Но позднее многие из них вернулись под Москву, в том числе и рязанцы. Однако после гибели Ляпунова                в первом ополчении продолжала наблюдаться определенная дезорганизация, что послужило причиной для  прохода 4 августа в Кремль отряда Яна Сопеги с продовольствием                               для осажденного польско-литовского гарнизона. Первое ополчение не смогло решить задачу освобождения Москвы. Начался поиск вождя, способного возглавить  новое  земское ополчение и, подобно Ляпунову, умеющего держать под контролем подмосковное казачество, которое  явилось на тот момент политически нестабильной частью русского общества, но именно от которой зависело в освободительной борьбе в немалой степени успех земского дела под Москвой. В критической для страны обстановке такую роль взяли на себя  князь Дмитрий Михайлович Пожарский и земский староста Козьма Минин.

Церковь Воскресения Христова, возведенная в память о П.Ляпунове. XVII век, село Исады.

Героическая жизнь Ляпунова полна трагедии, как народный вождь он испытал предательство со стороны тех, кого пытался объединить для спасения страны. Настоящий военный дух, львиное сердце, смелость, мужество и отвага позволили ему первому заявить                  о невозможности звучать католической речи в стенах Кремля. А вера в Бога дала силы  объединить под свои знамена православных людей разных сословий. И в этой связи Прокопий Ляпунов – герой истории, герой православной цивилизации. И важно сегодня о его ратном и политическом деле помнить, возвращать  его имя в один ряд тех, с кем он  освобождал нашу страну в XVII веке от польских захватчиков и объединял народ в одно нерушимое целое.

 

 

Необходимо поставить памятник забытому народному вождю, рязанскому воеводе Прокопию Ляпунову           в Москве, ведь именно воевода создал условия для освобождения ее  от польско-литовских оккупантов,пусть стоит памятник в родовой усадьбе Ляпуновых — Исадах, а также в  центре Первого земского ополчения — городе Рязани. Героев важно помнить всегда.

Камень с надписью о создании мемориального комплекса Прокопию Ляпунову, село Исады.

О.И. Липина, к.п.н.

 

Литература:

Агарев А.Ф., Курышкин В.П. Рязанская история  в событиях и лицах/ Книга в 4-х частях. Рязань: Русское слово.2012 – 304 с.: илл.16 с.

Олеся Липина: “Прокопий Ляпунов – русский патриот, защитник православной веры, рязанский герой”: 10 комментариев

  • 20.11.2019 в 18:26
    Permalink

    tarot card reading
    tarot reading
    tarot card meanings
    tarot card meanings list
    love tarot reading
    tarot card meanings pdf
    tarot cards reading
    one card tarot reading
    how to do a tarot reading
    tarot card reading near me
    https://ericsundwall.com/tarot-card-reading-and-meanings/
    tarot card reading free
    tarot card reading meaning
    tarot card readings online
    tarot card reading love
    tarot card reading austin
    tarot card reading youtube
    tarot card reading nyc
    tarot card reading layout
    tarot card reading how to
    tarot card reading lotus
    tarot card reading accuracy
    tarot card reading aries
    tarot card reading accurate
    tarot card reading austin texas
    tarot card reading about love
    tarot card reading astrology
    tarot card reading aquarius
    tarot card reading a sin
    a psychic card reading
    a free tarot card reading
    pick a tarot card reading
    is a tarot card reading accurate
    do a tarot card reading
    how a tarot card reading works
    how does a tarot card reading work
    the aeon tarot card reading
    what does a tarot card reading tell you
    the moon tarot card reading
    tarot card reading boston

    Ответ
  • 22.11.2019 в 20:11
    Permalink

    behavioral interview questions
    behavioral interview questions nursing
    behavioral interview questions and answers
    behavioral interview questions for managers
    behavioral interview questions reddit
    behavioral interview questions examples
    https://rickylawson.com/behavioral-interview-questions/
    behavioral interview questions amazon
    behavioral interview questions for customer service
    behavioral interview questions consulting
    behavioral interview questions and answers for managers
    behavioral interview questions accounting
    behavioral interview questions and how to answer them
    behavioral interview questions about teamwork
    behavioral interview questions and answers reddit
    behavioral interview questions about communication
    behavioral interview questions attention to detail

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

По вопросам рекламы

 

×